Дополненная/виртуальная реальность находятся на пике своего развития. Несмотря на то что этот рынок достаточно большой и динамичный, он практически никак не зависит от одного или нескольких игроков. Рассмотрим, в каких областях этот тренд особенно актуален.
Медицинская сфера
В медицине виртуальная реальность постепенно переходит из теории к практике. Да, здесь сложно запатентовать какие-то технологии, но уже существуют впечатляющие кейсы.
Наиболее актуальными VR и AR являются при проведении операций. Трехмерные данные, полученные с помощью КТ и МРТ, позволяют повторить модель в виртуальной реальности, и провести операционное вмешательство без дополнительных рисков. Такими аппаратами уже пользуются некоторые хирурги для проведения сложных операций.
Хороший пример тому – платформа Surgical Theater, которая позволяет врачам из Америки и Израиля планировать нейрохирургические вмешательства. Благодаря ей в 2021 году в Израиле была проведена операция, позволившая разделить близнецов, которые срослись головами.
Используя платформу, специалисты создали интерактивные 3D и VR-модели. Благодаря этому удалось определить проблемы органов через специальную гарнитуру. Далее была разработана схема, предопределяющая хирургическое вмешательство. Наконец, на последнем этапе она была перенесена в систему хирургической навигации, которая располагается в операционной.
Стоит отметить, что такой тип операции является крайне редким, и во всем мире она проводилась не более двадцати раз.
AR-технологии являются не менее востребованными. Например, в 2021 году была проведена операция на позвоночнике, для проектирования которой использовалась платформа Medtronic Mazor X и AR-гарнитура xvision. Благодаря этому операция, которая обычно длилась до восьми часов, закончилась меньше чем за два часа.
А в России в 2020 году была проведена операция с помощью очков AR, благодаря которым врач мог не отвлекаться на просмотр медицинских исследований пациента.
Наиболее актуальными считаются направления VR и AR, позволяющие благодаря симуляторам обучать врачей, создавать целые хирургические комплексы, а еще проводить реабилитацию – в том числе после инсульта.
Образовательная сфера
VR и AR становятся не менее актуальными и в образовательной сфере. Предположим, что ученику нужно объяснить ядерную физику. Понять ее с помощью 2D иллюстрации в учебнике будет сложно. 3D-моделирование – уже ближе, но на подсознательном уровне оно не воспринимается как должное, потому что ученик не может увидеть настоящий процесс.
Спасти ситуацию может VR-шлем, позволяющий увидеть, как это происходит на самом деле, и даже повращать атомы своими руками. Это касается не только физики, но и любых других примеров.
То же самое можно сказать и о химии. Чтобы проводить лабораторные работы, нужно регулярно закупать реагенты и специальное оборудование. А поставить взрывоопасные опыты не получится из соображений безопасности.
VR-образование с точки зрения безопасности открывает границы. Ученики могут повторять опыт до тех пор, пока не доведут его до совершенства. У них под рукой будут виртуальные опасные вещества, благодаря которым не придется соблюдать технику безопасности.
Отдельный плюс такого образования – это отсутствие триггеров. Ученики не отвлекаются на окна, проезжающие мимо машины, а их вовлеченность составляет 100%.
Отдельный момент – это геймификация, или введение в образование элементов игры, что отлично отражается на успеваемости.
А теперь рассмотрим виртуальную и дополненную реальность на примерах.
В Калифорнии университет провел исследования, где было опрошено двадцать семь молодых людей и сорог девять – более старшего возраста. В процессе исследования узнавалось, улучшит ли приложение Labyrinth-VR человеческую память.
Суть утилиты заключалась в том, чтобы человек нашел выход в лабиринте. На тренировку всех участников ушел ровно месяц. Удивительным оказалось то, что группа более старшего возраста смогла улучшить свои умственный показатели до группы молодого возраста. Отдельно обучалась группа, но без VR. У нее показатели памяти оказались не такими впечатляющими.
Рассмотрим еще один пример. Университет в Стэнфорде создал специальный курс под названием «Virtual People». Полноценно его удалось протестировать только во время самоизоляции. В 2023 году как преподаватели, так и студенты провели больше тысячи часов в виртуальной реальности. При этом предметы были все теми же – информатика, биология и так далее. Студенты отметили, что пусть ощущения и были необычными, но в целом они чувствовали себя точно также, как и на реальных занятиях.
Виртуальная и дополненная реальность в маркетинге
Многие западные компании используют такой тип реальности в своих рекламных кампаниях. Хороший пример тому — McDonald’s, Coca-Cola, Adidas, Warner Bros.
В свою очередь Volkswagen в 2022 году создал симулятор вождения, осуществляемый в VR-режиме. Во время такого вождения водитель сможет понять, подходит ли ему автомобиль, насколько он ему понятен, насколько ему интуитивно понятны все функции в нем.
Бренд Merrell пошел еще дальше, и предложил отправиться в виртуальный поход. Это, по их мнению, позволит оценить их походную линейку.
Сфера развлечения
Виртуальная и дополнительная реальности открывают перед нами огромные возможности в сфере развлечений. Благодаря AR обычная прогулка может быть переделана в целый захватывающий квест, где обычная реальность тесно переплетается с виртуальным миром. VR же позволяет окунуться в игровые миры, прочувствовать адреналин на американских виртуальных горках, а еще посетить те места, где доселе мы никогда не были.
Сложности, с которыми сталкиваются проекты, связанные с VR и AR
Несмотря на то что у этого рынка очень много возможностей, есть у него и проблемы, препятствующие монетизации проектов. Несмотря на то что аппаратное обеспечение постоянно возрастает, его масштабы еще недостаточно, и это особенно ощущается в области виртуальной реальности.
Например, для работы в любой области требуется более компактное/легкое устройство, которое сможет работать даже без проводов. А еще более чувствительные сенсоры, для того чтобы улучшить опыт ВР. Вместе с усовершенствованиями должна упасть и цена, чтобы привлечь больше покупателей к новым технологиям.
Еще одна проблема заключается в отсутствии объединяющей платформы – например такой, как Android или Windows. Если бы она была, то у разработчиков присутствовала бы уверенность, что есть определенная гарантия принятия со стороны пользователей.
Определенные проблемы существуют и в отношении безопасности/конфиденциальности. Опыт, который погружает человека в виртуальную реальность, является очень личным, так как он собирают информацию с датчиков, укреплённых на теле, смартфонов, и даже с виртуальной среды.
Определенные проблемы возникают и в связи с тем, насколько виртуальная и дополнительная реальность влияет на здоровье. Со стороны общества появляются отрицательные реакции и социокультурные вызовы.
Добавить комментарий